Издавна на Руси к созданию семьи отношение было сакральное. За советом при выборе пары наши предки обращались к богам, каждое действие свадебной церемонии наполняли тайным смыслом, соблюдая выверенную веками очерёдность обрядовых традиций и правил.
Бесплатный подбор площадки
С тех далёких времён много воды утекло, унеся в Лету значение ряда свадебных примет и суеверий. Сегодня редкие молодожёны имеют представление, как наши предки в старину искали себе пару? Зачем невесту обматывали рыболовной сетью? И с какой целью молодожёнов сажали на шубу и посыпали хмелем?
В исторические глубины свадебных обрядов Руси погружался ведущий информационный интернет ресурс 4banket.ru, узнавая много интересного и поучительного. Следуйте за нами и наматывайте на ус свадебную мудрость наших предков.
Поиск пары у древних славян: умыкнуть, купить, вымолить?
В дохристианской Руси, в пору язычества древние славяне зачастую покупали себе жён. Никаких смотрин не устраивали и сватов к родителям невесты не засылали. Все эти церемонии появились позднее. Отношение к жене в древности было приземлённым и прагматичным. Женщина должна давать потомство и выполнять работу по дому, совмещая её с воспитанием детей.
Фактически, выходя замуж, девушка попадала в пожизненное рабство и услужение своему мужу – повелителю и хозяину. Сохранились исторические свидетельства, что и жить жене полагалось столько, сколько её мужу. Если тот умирал раньше, её сжигали с ним за компанию на погребальном костре, так как живая вдова являлась бесчестьем для всей семьи.
Впрочем, у разных племён были свои свадебные порядки. Южане-поляне отличались более миролюбивым нравом, чем воинствующие северяне. Они верили в священные узы брака и не практиковали похищение невест или их покупку у соседних племён. В то время как у вятичей, северян и древлян преобладали жестокие обычаи и необузданные страсти. Те не ведали о взаимном согласии родителей и супругов, силой уводили и похищали понравившихся им девиц и без всяких церемоний начинали с ними жить, зачастую сразу с несколькими.
Факт: в пору глубокого язычества на Руси разрешалось как многожёнство, так и многомужество. А ещё существовало такое понятие как «пробный брак». Это, когда жених брал на время себе в дом невесту. Пара жила вместе без свадьбы до появления ребёнка. Если же семейная жизнь не складывалась, жених отсылал невесту обратно к родителям, снабдив её вознаграждением за время, потраченное на пробный брак.
Характерно, что при выборе жены/мужа наши предки полагались больше не на мудрость старшего поколения, а на промысел божий. Само слово «свадьба» намекает на это. Оно состоит из трёх частей, которые в сумме означают «земное деяние, благословлённое богами». На это и были настроены свадебные обряды славянских племён в языческую пору.
- День бога Перуна или праздник Ивана Купала
Холостые парни и незамужние девушки собирались в лесу и водили два хоровода. Мужской двигался по ходу солнца, а девичий – против. Получалось, что парни и девушки шли спинами друг к другу. Если во время движения танцующие в хороводах сталкивались друг с другом, их выводили из круга. Считалось, что их пара образовалась по божественному велению.
- Праздник в честь бога Ладо (Лада)
Ладо в пантеоне языческих божеств отвечал за любовь, веселье и согласие. Ему посвящались коллективные игрища и пляски у воды, в ходе которых было принято умыкание невест. Похищение, правда, происходило по предварительному сговору и взаимному согласию. Никакого принуждения и насилия.
Отличие народных обрядов от церковных
С приходом христианства, всё чаще на выбор пары для супружеского союза стали оказывать влияние церковь и родители. Мнение молодых и их симпатии зачастую в расчёт вовсе не брались. Жених и невеста до свадьбы могли вообще не знать друг о друге и не видеться. В эту пору и появилось слово «невеста», означающее «невесть кто». А слово «суженный» значило «предназначенный судьбой». Что отражает отношение девушки на Руси к своему будущему мужу, как посланнику небес, человеку, которому она вручает свою жизнь и судьбу.
Изменилась и церемония бракосочетания на Руси с появлением христианства. Всего за несколько десятилетий был забыт древний обряд благословения богов на капище. Церемония венчания переместилась в церковь. Но ряд свадебных ритуалов не исчез совсем, а видоизменился. Например, если на капище невеста ехала, закрытая плотным белым покрывалом, то в церковь лицо и голову ей стали закрывать полупрозрачной фатой. Обряд благословения супружеского союза, проводимого волхвом, заменила церковная церемония со священником. А клятвы молодых остались, как и обмен обручальными кольцами. Только, если раньше супружеское кольцо носили на левой руке, той, что ближе к сердцу, то теперь его стали надевать на правую руку.
Факт: чтобы процесс отлучения паствы от языческих обычаев проходил более гладко, православная церковь в 16-17 веках настоятельно рекомендовала своим служителям принимать участие в нецерковной части свадебного обряда. И священники сидели на почётных местах на свадебном пиру, и участием в свадебном поезде не гнушались. Единственное, с чем они вели непримиримую войну, так это с языческим обрядом волхования, как прямым конкурентом христианского венчания.
Вскоре укоренились христианские порядки на Руси, когда без венчания в церкви брачный союз не считался действительным.
Интересные свадебные обычаи, пришедшие из дохристианской Руси
Наши языческие предки считали, что семейное счастье молодожёнов подвергается большой опасности со стороны злых сил, особенно активных в свадебный день. А потому был создан целый ряд церемоний и обрядов, защищающих жениха и невесту, стоящих на пороге больших жизненных перемен.
- Жених приезжал за невестой на повозке/санях, выстланных шкурами животных. Чем больше их было, тем лучше. Шансы отогнать нечистую силу от свадебной процессии увеличивались.
- Невесту оборачивали рыболовной сетью или втыкали в её свадебный наряд иголки без ушек, чтобы злые силы запутались в сетях или напоролись на иголки, не имея возможность выскользнуть через ушко.
- В церковь молодые ехали окольными путями, путая нечисть. Также подменяли невесту, спасая её от порчи и сглаза.
- На свадебном пиру молодожёны воздерживались от еды и разговоров, что также должно было их уберечь от злых духов.
- На богатство семейной жизни молодых осыпали зернами пшеницы и шишками хмеля, сажали за стол на шубу, постеленную мехом кверху.
- Чтобы молодые жили дружно, между их домами натягивали нити, связывали руки жениха и невесты одним платком, заставляли их смешивать еду и напитки.
- Венчальные свечи супруги бережно хранили всю жизнь. Зажигали лишь раз, когда рождался первенец.