Летом 1978 года мир облетела сенсационная новость: единственная дочь Аристотеля Онассиса, наследница его мультимиллиардного состояния собралась замуж за скромного советского служащего. Брачный мезальянс самой богатой женщины в мире и нищего на её фоне коммуниста сильно взволновал мировой политический и коммерческий бомонд. О свадьбе Кристины Онассис и Сергея Каузова писали все газеты, кроме советских. В СССР об этом не было ни единого печатного слова.
Бесплатный подбор площадки
А западная пресса захлёбывалась. Как только не обзывали жениха! И тайным агентом КГБ, и одноглазым коммунистом. Писали, что свадьба эта – тщательно продуманная акция «комитетчиков», нацелившихся на миллиарды Онассиса и его танкеры.
Говорили, что в этом брачном союзе много странного и непонятного. Ну, чем мог заинтересовать богатейшую женщину, не страдающую отсутствием мужского внимания, лысеющий, одноглазый (у Сергея действительно один глаз был стеклянным – следствие детской травмы), внешне особо не примечательный рядовой советский клерк, да ещё и женатый, с ребёнком?
А вот заинтересовал! Может, это была любовь? Та самая, что ломает границы и сметает все барьеры на своём пути?
Кстати, о барьерах. Их на пути к браку Каузова и Онассис было выстроено немало. Мировая элита сильно забеспокоилась, что КГБ руками Каузова подорвёт планы НАТО по стратегическому использованию флотилии Онассисов. Семья наследницы также не одобряла её выбор. Но привыкшая получать всё и с одного щелчка, Кристина никого не слушала и быстро с этими барьерами разобралась.
Как всё начиналось?
Они познакомились в 1976 году, когда 26-летняя наследница нефтетанкерной империи прилетела по делам в Москву. Ей надо было продлить контракт с советским министерством морского флота на поставку импортного зерна. Во время переговоров она и приметила Сергея Каузова, члена рабочей группы «Совфрахта». У него был отличный английский, хорошие манеры и мужская харизма. У неё – много денег и мало любви, два неудачных брака, попытка суицида и отсутствие женского счастья.
Они стали общаться не только на деловые темы. Каузов покорил искушённую светскую львицу своей эрудицией, нестандартным мышлением, любовью к творчеству Сальвадора Дали и редким сочетанием деликатности и мягкого мужества. Плюс он не взял деньги, что она ему предложила в качестве личного вознаграждения.
Словом, уезжая, Кристина подарила «милому Серёже» свою фотографию с сентиментальной подписью и машину «Волгу». Она назначила ему свидание в Париже. И было понятно из контекста, что свидание это непременно состоится и переведёт их отношения «в другую плоскость».
Позже Кристина даст своё объяснение подружкам, почему она запала на Каузова. Мол, не смогла устоять перед «букетом» запретных плодов: представитель интригующего чужого мира, коммунист, агент КГБ, да притом такой обаятельный.
Париж, Карибы и развод
Каузову и делать ничего не надо было. За него всё делали деньги Онассис и решали сотрудники Госбезопасности. Те, подчиняясь ультиматуму Кристины иметь дело только с Сергеем, а иначе никаких переговоров, срочно командировали Каузова во Францию с наказом подписать контракт во что бы то ни стало. И Каузов, назначенный начальником отделения «Совфрахта» в Париже, полетел в загранкомандировку. Его жена Наталья и дочь Катя отправились с ним.
Эта поездка Сергея Каузова во Францию, по воспоминаниям генерал-майора КГБ Олега Калугина, едва не спровоцировала тогда международный скандал. Кристина сразу и непрозрачно дала понять, чего именно ждёт от Сергея взамен своей подписи на контракте о продлении партнёрства с «Olympic Maritime». И вот уже в зарубежной прессе появляются провокационные фото греческой миллиардерши, отдыхающей на Карибах в компании советского чиновника.
На Лубянке таким поворотом события были страшно не довольны. Каузова срочно отзывают с семьёй в Москву решать, что с ним делать дальше.
Вопрос стоял ребром: разводиться с женой или «завязывать» все отношения с Кристиной? Каузов выбрал первый вариант. В КГБ операцию по развитию романа советского гражданина с наследницей империи Онассиса окрестили «Олимпия».
Одна из целей этой операции была достигнута – 1 августа 1978 года Кристина Онассис и Сергей Каузов зарегистрировали брачный союз в Грибоедовском ЗАГСе г. Москвы. Для этого жениху пришлось пройти через развод. Компенсируя нанесённый моральный ущерб первой семье своего жениха, Кристина распорядилась выплачивать его дочери до достижения ею 18-летия приличное денежное пособие.
Мечты и реальность
Не о такой свадьбе мечтала привыкшая к роскоши Кристина. Она хотела выйти замуж у себя на родине, на острове Скорпиос. Но советские власти, разрешив своему гражданину брак с иностранкой, поставили обязательное условие: жить пара должна в Москве и свадьбу делать там же. Для подстраховки, чтобы молодожёны не соскочили с крючка, на жениха было собрано целое досье, обвиняющего его в преступных махинациях. Сергею грозила тюрьма, и перед Кристиной был поставлен выбор: или её жених отправляется на нары или с ней под венец. Девушка выбрала второй вариант и согласилась на проживание с мужем в Москве.
Церемония бракосочетания была скромная. Несколько родственников, друзей со стороны жениха и никого со стороны невесты. Зато журналистов понаехало со всего мира, более 300 человек. Они толпились возле здания ЗАГСа. Внутрь их не пустили. И общаться с кем-либо из них молодожёны отказались, сразу сев в «Волгу» после окончания получасовой церемонии.
Кристина даже наряд свадебный шить-покупать не стала, ограничившись скромным платьем в цветочек. На женихе был костюм в модную полоску.
Медовый месяц молодожёны провели на Байкале.
Любовная лодка разбилась о быт
Первое время семейная жизнь протекала гладко. Кристина и Сергей часто появлялись вместе на людях, имели счастливый вид влюблённой парочки, ходили на театральные премьеры, выставки. Простая советская жизнь забавляла миллиардершу. Но не долго.
Первым достал пресловутый квартирный вопрос. Сразу после свадьбы молодожёны жили в квартире матери Сергея на Мосфильмовской. Там было тесно и неудобно. Привыкшая к другим апартаментам, Кристина затребовала отдельное жильё. Московские чиновники предложили 5-комнатный вариант в Безбожном переулке. Но, чтобы туда заселиться, нужно было выселить упрямого соседа. Тот никак не соглашался переезжать в другую квартиру. В конце концов, Кристина Онассис, привыкшая получать желаемое, добилась своего. Но вся эта квартирная возня порядком её утомила. И миллиардерша заскучала.
Она стала всё чаще уезжать «по делам». За её перемещениями по миру не успевал следить даже КГБ. Какое-то время Сергея это не напрягало. Было даже романтично встречаться в гостиницах то Рио, то Монако.
Кстати, чтобы мужа выпускали с ней за рубеж, Кристина «пожертвовала» 500 тысяч долларов на развитие Фонда мира и ещё столько же греческой компартии.
Но через полгода такой непонятной семейной жизни притомился уже и Сергей. Стало понятно, что этот брак себя исчерпал, и спустя 17 месяцев совместной жизни Онассис Каузов развелись.
Развод прошёл тихо и мирно. В качестве компенсации бывшая супруга подарила Каузову два танкера и квартиру в Лондоне. Туда он и переехал впоследствии жить, вновь женился, развёлся и построил успешный бизнес, став долларовым мультимиллионером. Его английская жена родила ему дочь.
А вот у Кристины дальнейшая жизнь сложилась не так удачно. Она ещё раз вышла замуж, за французского бизнесмена, родила в этом браке своего единственного ребёнка – дочь Афину. Но и этот союз долго не просуществовал.
Деньги не спасали. Наследница миллиардов Онассиса чувствовала себя одинокой, нелюбимой и глубоко несчастной. И однажды она, наглотавшись снотворного, заснула. Навсегда. Это было в 1988 году, ровно 10 лет после свадьбы с Каузовым, которого греческая миллиардерша как-то назвала лучшим из своих мужей.
К другим публикациям:
Свадебное платье: что нарушила последняя русская императрица?
Пердимонокль на королевской свадьбе: ТОП-5
Внуки королевы и их свадебные недоразумения